Завершение обгона на сплошной
Часто у водителей бывает ситуация, когда собираешься совершить обгон, начинаешь объезжать другой автомобиль через прерывистую линию, но уже во время манёвра дорожная разметка превращается в сплошную и у водителя остаётся выход либо пытаться вернуться в свою полосу дорожного движения, отменив обгон (что влечёт опасную аварийную ситуацию) либо завершить манёвр, но уже пересекая сплошную разметку. В итоге, совершив обгон и вернувшись в свою полосу, водителя останавливает сотрудник ГИБДД и составляет протокол как за пересечение сплошной линии. Рассмотрим, правомерны ли действия правоохранительных органов в случае, когда начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной?
Обгон
Для начала, разберём определение обгона. Обгоном является опережение одного либо нескольких автомобилей (транспортных средств). Данный манёвр всегда связан с выездом на встречную полосу (где это разрешено) и последующим возвращением в свою полосу после завершения манёвра. То есть исходя из самого определения, ПДД обязывают Вас вернуться в свою полосу, даже если Вам придётся совершить пересечение сплошной линии при завершении обгона.
Также, как известно, сотрудники ГИБДД очень часто выбирают именно такие места, где водитель может совершить оплошность, за которую может быть наказан.
Мы готовы взяться за дело любой сложности. Обратитесь к нам - наш автоюрист поможет вам.
С чего начать?
Первое, на что необходимо обратить внимание, если Вас остановили за завершение обгона на сплошной – это на правильность нанесения дорожной разметки. Часто бывает, когда дорожные службы пренебрегают правилами нанесения разметки, вследствие чего возникают подобные ситуации. Согласно ГОСТу и правилам дорожного движения, перед сплошной линией должна быть нанесена пунктирная разметка, длина которой в 3 раза должна быть больше, чем у обычной прерывистой разметки. Длина этой разметки между прерывистой и сплошной линиями должна составлять 50-100 метров. Предназначение такой разметки – предупреждение водителя о том, что дальше начинается сплошная линия, чтобы он успел завершить все необходимые манёвры. Если подобной переходящей линии на дороге не нанесено, то и отсутствует сам факт правонарушения и государственные органы не вправе Вас оштрафовать.
Итак – если дорожная разметка не соответствует правилам, об этом необходимо сообщить сотруднику ГИБДД, указав, что у Вас не было возможности вовремя оценить дорожную ситуацию ввиду неправильности разметки.
При этом рекомендуется зафиксировать данный факт (сделать фото на телефон, фотоаппарат), чтобы в случае опровержения оперировать достаточным количеством фактов.
Ещё одним фактором, согласно которому можно оспаривать навязываемое инспектором правонарушение – это плохо различимая либо неправильно нанесённая разметка (не соответствующая ГОСТУ). Данный факт тоже следует предварительно зафиксировать.
Фиксация действий
Как уже сказано выше, любое несоответствие разметки следует фиксировать. Очень важным моментом в спорах с ГАИ является видеорегистратор – как показывает практика, наличие данного устройства зачастую облегчает жизнь водителя, чаще всего доказывая отсутствие вины в его действиях. Ведь именно видеорегистратор сможет доказать, на каком участке трассы водитель начал обгон (на прерывистой, на переходящей либо на сплошной линии), а также доказать наличие помех для завершения манёвра, если таковые были.
Дополнительно следует фиксировать с помощью фото и видеосъёмки все моменты, которые привели к данной ситуации – пересечению сплошной линии при завершении обгона.
Могут быть следующие факторы, помешавшие вовремя завершить обгон:
- Обгоняемое транспортное средство начало ускорение в время Вашего обгона (такое часто встречается, водитель обгоняемого средства может даже умышленно увеличить скорость);
- Присутствовали определённые помехи дорожного полотна (ямы, лежачие полицейские, выбоины и прочее);
- Завершению манёвра могла помешать аварийная остановка транспортного средства справа, выбежавший на дорогу пешеход и прочее.
Но даже при отсутствии таких фактов есть возможность оспаривания действий правоохранительных органов. Факт нарушения должен быть зафиксирован, а этим условием сотрудники ГИБДД часто пренебрегают. Либо же встречаются ситуации, когда с помощью видеосъёмки зафиксирована лишь часть правонарушения (чаще всего – само завершение маневра на сплошной без фиксации выезда на противоположную сторону, обгона и прочее).
Ещё возможен такой момент – сотрудник ГИБДД находился не на специально предназначенном посту ГАИ либо не в соответствии с должностной инструкции (находился на так называемой «левой» точке без маршрутного листа). А как было сказано выше, инспекторы как раз сами и выбирают такие места на дороге, где водитель просто не имеет возможности совершить манёвр без нарушения правил. Поэтому в общении с инспектором необходимо уточнять его правомочность, в обратном случае он не имеет никакого права выписывать Вам протокол.
При составлении протокола необходимо следить, чтобы инспектор зафиксировал в нём все моменты, составил план-схему правонарушения, прикрепил доказательства. При этом рекомендуется подписать протокол, однако уточнить, что Вы не согласны с данным документом, в противном случае будет проблематично доказать свою невиновность в суде. Многие считают, что, подписывая протокол, Вы соглашаетесь с тем, что совершили правонарушение. Однако подпись в протоколе свидетельствует только о том, что сотрудник ГИБДД ознакомил Вас с этим документом.
Также необходимо проследить за тем, чтобы в протоколе расписались два свидетеля (очень часто данный момент упускается).
Оспаривание протокола
Протокол о правонарушении может быть оспорен в десятидневный срок, при этом считается срок не рабочих, а календарных дней, то есть любые праздники или выходные не влияют на увеличение сроков. Поэтому следует сразу после выдачи его Вам сотрудником ГАИ обратиться в соответствующую инстанцию. Закон предусматривает обжалование путём обращения в вышестоящие органы ГАИ либо в судебную инстанцию. Однако обращаться в органы ГАИ не рекомендуется, поскольку на практике такие жалобы обычно отклоняются, чтобы попросту не портить статистику правонарушений и репутацию правоохранительных органов.
Самым действенным методом будет подача жалобы в судебную инстанцию. Сделать это можно как через ведомство, вынесшее протокол, так и лично, подав в канцелярию суда либо направив почтой.
Реквизиты жалобы
В документе необходимо указывать следующие пункты:
- Полное наименование судебной инстанции;
- ФИО, адрес фактического проживания, место регистрации заявителя, прочие контактные данные (телефон, почтовый ящик, факс и прочее).
- Подробное описание ситуации – почему обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной, соответствуют ли факты, указанные в протоколе, действительности, каковы факторы заставили совершить завершение манёвра на сплошной, действия сотрудника ГИБДД с момента Вашей остановки. Ссылки на доказательства, причём как приложенные заявителем, так и предоставленные непосредственно правоохранительными органами, прочие моменты, имеющие непосредственное отношение к ситуации.
- Причины, по которым Вы считаете, что правомерно завершили обгон на сплошной – неправильная разметка, аварийная ситуация, не позволившая закончить манёвр заранее, неправомерные действия сотрудника ГАИ и прочее.
- Ссылки на законодательные нормы (ПДД, КОАП и прочее), регламентирующие возникшую ситуацию.
- Резолютивная часть – требование отмены вынесенного протокола. Также тут могут указываться дополнительные требования, например, проведение независимой экспертизы, истребование доказательств, опрос свидетелей и прочее.
- Дата и подпись.
К жалобе необходимо прикреплять все документы, имеющие отношение к материалам дела.
Заявители по данной категории дел освобождаются от уплаты госпошлины.
На практике решения судов по данному вопросу противоречивы – при достаточном наличии доказательств суд может отменить решение ГИБДД и признать Вас невиновным, однако очень часто таковых доказательств попросту нет либо их недостаточно для доказывания Вашей невиновности (например, отсутствие фото и видеосъёмки), нет экспертизы места правонарушения и прочее) – тогда суд признает Вас виновным. Единственный выход из этой ситуации – обжалование решения суда в надзорном порядке через Верховный Суд либо соответствующую судебную инстанцию субъекта федерации.
Законодательная практика
Данный вопрос в последние несколько лет является очень дискуссионным в среде автолюбителей. Причин тому несколько:
Как уже говорилось, тот факт, что водитель закончил обгон на сплошной, чаще всего является вынужденной мерой, поскольку в обратном случае могла произойти аварийная ситуация. То есть в подобных случаях очень часто отсутствует умышленность действий, один из основополагающих факторов состава правонарушения.
При составлении протокола сотрудники ГАИ обычно указывают, что водитель, совершая обгон, незаконно выехал на встречную полосу. Однако в данном случае водитель как раз имел право выехать на встречную полосу (так как в начале обгона разметка была прерывистой), а правила возврата в свою полосу после обгона не предусматривают каких-либо условий относительно прерывистой либо сплошной разметки.
Из-за этого в Верховный суд уже несколько раз подавались документы для рассмотрения данного вопроса и изменения норм КОАП касательно правомерности описанных манёвров. Однако суд либо затягивал с ответом на данные решения, либо выносил ничем не мотивированный отказ.
И всё же тот факт, что подобная ситуация является очень проблематичной, может повлиять в скором времени на изменение законодательных норм.
Таким образом, на сегодняшний день, ответ на вопрос «можно ли заканчивать обгон на сплошной линии?» является отрицательным. И санкция за это правонарушение довольно строгая – 5000 рублей штрафа либо лишение водительских прав на полгода.
Нажмите, чтобы запомнить нас, спасибо |
|
|